Советы логопеда.
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, которые можно использовать
для развития фонематического слуха.
На первом этапе ребёнок использует вспомогательные средства и символы звука. 1. Выдели звук
"Наковальня" ( "Кузница", "Ложкари", "Барабанщики") Для выделения звонких звуков
используется металлический молоток (палочка, ложка, другой предмет), а для глухих
согласных - деревянный. Дети стучат соответствующим молотком по ходу
проговаривания звуков, слогов слов, фраз, показа картинок, чтения текста,
стихотворения.
"Украсим ёлочку"
На ёлку-фланелеграф прикрепляются "ёлочные игрушки" (символы звуков), если произнесён заданный звук в названии этой игрушки. "Следопыт"
Найти на сюжетной картинке предметы на заданный звук, назвать их и отметить фишкой. "Поприветствуй звук"
Подними флажок и помаши им, если услышишь заданный звук. «
"Сломанный телевизор "
У телевизора пропал звук. По губам нужно определить произнесённый звук и показать символ звука. "Хлопочки"
Детям предлагается отхлопывать каждый услышанный заданный звук. "Топотушки"
Топнуть каждый раз. когда услышишь заданный звук. "Шифровальщик "
Дети рисуют рядом с картинкой символ заданного звука, который есть в слове. "Сигнальщик"
Дети показывают соответствующий заданному звуку сигнач ("звуковые сигналы"). "Комарики "
Дети "становятся" комарами и произносят звук 3, если услышат его в слове . "Паутина "
Соедини линиями все картинки, в названии которых есть заданный звук. "Вертолина "
На нескольких кругах, соединённых в центре, наклеены картинки на разные звуки. Поворачивая круги, совмещают их по радиусу так, чтобы картинки, в названиях которых есть заданный звук, оказались в ряд от центра. "Подарки "
Нужно выбрать в подарок картинку (игрушку, натуральный предмет), в названии которой есть заданный звук. "Что лишнее?"
Среди картинок (предметов, игрушек, рисунков) нужно выбрать те, в названии которых нет заданного звука и назвать (убрать, зачеркнуть, прикрыть) их. "Карнавал насекомых "
На карнавач приходят те насекомые, в названии которых есть заданные звуки. Первыми на танец приглашаются насекомые со звуком [К] в названии (дети манипулируют с игрушками - насекомыми). "Звуковые кружочки "
а) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает произносимый логопедом звук;
б) поднять тот графический символ гласного звука, который обозначает беззвучно артикулируемый логопедом звук;
в) произнести гласный звук, соответствующий данному графическому символу звука;
г) составить из графических символов гласных звуков схему звукокомплекса типа:
- как кричат заблудившиеся в лесу: АУ;
- как звали ослика в сказке про Вини - Пуха: Иа;
- как плачет ребёнок: УА. |